Кое-что о Висте

ЖЕЛЕЗНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Безусловно, внешность и организация Windows Vista производит самое благоприятное впечатление. Однако с момента первого упоминания о новой операционной системе от Microsoft одним из самых обсуждаемых был вопрос оборудования. «Представляете, сколько ресурсов ей потребуется!» — восклицали пользователи и разводили руками, изображая потенциальные требования новой ОС. Теперь гадать нет нужды: Microsoft опубликовала на официальном сайте системные запросы и аппетиты Windows Vista. Рекомендованные параметры, конечно, оказались значительно выше, чем для Windows XP, но по нынешним временам отнюдь не запредельными. Минимально же необходимую систему на сегодняшний день вообще можно назвать устаревшей. Тем не менее на ней будет доступна базовая функциональность Vista — а вот интерфейсом Aero пользователю насладиться не удастся.
РЕКОМЕНДОВАННАЯ КОНФИГУРАЦИЯ ПК
ДЛЯ VISTA HOME PREMIUM:

* Процессор: 32-разрядный (x86) или 64-разрядный (x64) @ 1 ГГц.
* Оперативная память: 1 Гбайт.
* Видеоплата: от 128 Мбайт памяти, поддержка DirectX 9 с драйвером WDDM, Pixel Shader 2.0, цветность 32 бит.
* Жесткий диск: 40 Гбайт с 15 Гбайт свободного пространства.
* Дисковод для DVD.
* Возможность вывода аудиосигнала.
* Доступ в Интернет.

МИНИМАЛЬНАЯ КОНФИГУРАЦИЯ ПК
ДЛЯ WINDOWS VISTA:

* Процессор с тактовой частотой 800 МГц
* Оперативная память: 512 Мбайт.
* Графический процессор, совместимый с DirectX 9.

Естественно, можно проверить на практике, как проявит себя новая операционная система на различных аппаратных платформах — двух современных, построенных на базе двуядерных процессоров AMD и Intel, и одной заведомо устаревшей. Для этого на компьютерах установили Windows XP и Windows Vista и замерили производительность железа в разных операционных системах. Измерения производились в программе PCMark 05 (релиз 1.2 Vista Ready). Статский советник В самом начале программа установки предлагает загрузить с сайта Microsoft и запустить утилиту Windows Vista Upgrade Advisor. Это небольшое приложение проверяет текущую конфигурацию компьютера и установленное программное обеспечение на соответствие требованиям новой операционной системы. Например, при запуске на первом из протестированных компьютеров Advisor одобрила все комплектующие, но потребовала перед установкой удалить «Антивирус Касперского», а также выразила сомнениев совместимости с Vista текущей версии PowerDVD и программы обмена мгновенными сообщениями. Рекомендации «Советника» следует выполнять в том случае, если вы собираетесь делать апгрейд операционной системы, то есть устанавливать Vista поверх XP. При новой установке или инсталляции в другой раздел скачивать и запускать Advisor вообще не обязательно. Конечно, если вы уверены в соответствии железа требованиям Windows Vista. Сам процесс установки новой ОС ничем не отличается от Windows XP. Разве что оформление программы инсталляции выполнено в стиле и цветовой гамме Vista. А вот по окончании установки запускается анализ конфигурации компьютера. По его итогам вашей машине будет выставлена оценка — тот самый балл, в которых Microsoft предлагает оценивать производительность всех ПК. Максимальная оценка, которую может получить компьютер, составляет 5,9 балла.
Впечатляющий прирост
На первом тестовом стенде, построенном на базе процессора Core 2 Duo 6700, мы установили Windows Vista Ultimate. Быстродействие системы не вызвало никаких вопросов — компьютер просто «летал». Измерения полностью подтвердили субъективное впечатление и даже превзошли их. По данным PCMark 05, под новой операционной системой производительность железа выросла по сравнению с Windows XP. Прирост показали все подсистемы: процессор, оперативная память, графическая плата, жесткий диск. И хотя по каждому из замеренных параметров прогресс был не слишком большим, общий балл PCMark Score увеличился на 13%.
Быстрого процессора недостаточно
Во втором протестированном компьютере установлен двуядерный процессор AMD Athlon 64 X2. Здесь мы тоже инсталлировали самую полную версию Ultimate. Но эта система была собрана на бюджетной материнской плате с далеко не самым новым чипсетом NVIDIA nForce4. Не добавляла производительности и память DDR-SDRAM.
Результат не замедлил сказаться: по всем параметрам производительности Vista уступила XP. Общий PCMark Score оказался лишь немногим меньше показателей первого тестового стенда, но здесь сыграла свою роль значительно более современная и производительная видеоплата. Третий тестовый компьютер даже немного недотягивал до минимальных требований Microsoft — объем оперативной памяти у него составлял всего 384 Мбайт. Да и видеоплата GeForce4 MX 440 изначально вызывала сомнения, хотя она и поддерживает DirectX 9. Дополняет картину чипсет VIA K333. На эту машину мы установили минимальную версию Home Basic. Но отсутствие интерфейса Aero не спасло ситуацию. Результат получился плачевным и по результатам замеров (PCMark Score — 1173 балла, индекс производительности Vista — 1 балл), и по субъективным впечатлениям. Тем не менее компьютер все же работал, хоть и очень медленно. Вполне возможно, что удачным решением для подобных конфигураций могла бы стать неполная версия Vista Starter, но будет ли она поставляться в Россию — пока неизвестно.
Сколько вешать в баллах?
На самых современных компьютерах замена Windows XP на Vista дает ощутимый прирост производительности. Но при этом новая операционная система весьма требовательна к конфигурации, так что к рекомендациям Microsoft «приобретать компьютер с логотипом о готовности к установке Windows Vista» следует относиться со всей серьезностью. Если даже одна из подсистем не соответствует требованиям, ваш ПК может существенно потерять в быстродействии.

НОВАЯ ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА

N E T W O R K C E N T E R
В центре управления

В отличие от Windows XP, где основные инструменты управления сетевыми параметрами системы были доступны из окна «Сетевые подключения» («Network Connections»), у Vista появился полноценный «Центр управления сетями и общим доступом». Здесь собраны практически все параметры сети, что существенно упрощает настройку подключения компьютера к LAN, WLAN и Интернету. Новый сетевой центр, доступ к которому открывается из панели управления, включает прямые ссылки на редко используемые параметры, позволяя быстро находить все скрытые опции. Следует также отметить, что программисты неплохо поработали над общей концепцией представления в окнах сетевой информации, которая стала более дружелюбной для неподготовленного пользователя. Впрочем, дело здесь не только в наглядности, но и в том, что вместе с информацией выводятся ссылки на различные инструменты настройки сети. Так что в случае возникновения каких-либо затруднений не придется, как раньше, судорожно метаться по системе в поисках нужной опции.

N E T W O R K M A P
Карта местности

Windows Vista теперь включает и совершенно новый компонент «Схема сети», который дает четкое графическое представление всех подключений в простой и понятной форме. Опять же сделано это не только для того, чтобы облегчить жизнь начинающим пользователям. Посмотрите внимательно на ту виртуальную схему, которая была создана операционной системой, и сравните ее с физическими компонентами домашней сети. Если какие-либо реальные устройства не представлены на схеме или отображены на ней неправильно, это означает, что операционная система не видит устройство или неверно интерпретирует его предназначение. В таком случае самое время браться за исправление ошибок и оптимизацию сети.

W I R E L E S S N E T W O R K I N G
Найти точку доступа

В то время когда программисты Microsoft создавали систему Windows XP, о беспроводных сетях писали только в научно-популярных журналах, поэтому не стоит удивляться тому, что прежняя система оказалась попросту не готова к работе в сетях WLAN. Многие проблемы были решены за счет многочисленных обновлений системы, другие вопросы снимались путем установки специального ПО, разработанного производителями беспроводного оборудования. Совсем иная ситуация складывается с Windows Vista, которая изначально разрабатывалась в качестве полноправного участника беспроводного мира. Здесь появилась полезная функция «Осведомленности о состоянии сети» («Network Awareness»), которая постоянно уведомляет приложения об изменяющихся возможностях сетевого окружения и, таким образом, оптимизирует работу программ. Например, при переключении с одной сети на другую выполняется перенастройка брандмауэра. Разумеется, большое внимание разработчики уделили и вопросам безопасности при работе в сетях WLAN. Так, Windows Vista избегает подключения к мошенническим беспроводным сетям, которые маскируются под публичные точки доступа.

N E T W O R K E X P L O R E R
Обозреватель сети

Место «Сетевого окружения», с которым у большинства пользователей Windows XP связано много неприятных воспоминаний, теперь занял «Обозреватель сети». Он заметно упрощает доступ к общим файлам и папкам и обеспечивает наглядное представление всех компонентов компьютера, а также периферийных устройств, подключенных к сети. С помощью «Обозревателя сети» можно непосредственно взаимодействовать с отдельными сетевыми устройствами, например управлять воспроизведением на них музыки.

НОВЫЙ DirectX 10: ИНСТРУКЦИИ ОТ Microsoft

Главным фактором, определяющим популярность операционной системы, является набор программ, которые можно запускать под ее управлением. Немалую долю в нем занимают игры. В сентябре 1995 года Microsoft выпустила на рынок набор API и библиотек, предназначенных для работы с графикой, видео, звуком, музыкой, сетью и контроллерами, чтобы укрепить рыночные позиции новой ОС Windows 95. Но дела пошли не слишком гладко. Первые версии DirectX не отличались высокой стабильностью, поэтому массовое использование продукта от Microsoft началось после выхода седьмой версии, а широкая популярность пришла только с появлением восьмой. В ней впервые появилась поддержка пиксельных и вершинных шейдеров. Изначально нацеленный на разработку игр, DirectX приобрел популярность и в других областях — инженерном и научном ПО. В Windows Vista дебютирует уже десятая по счету версия DirectX. Изменения по сравнению с предыдущей весьма существенны. Кардинальной переработке подверглось графическое ядро — переход на новую модель драйверов, использование шейдерных возможностей видеоплат в пользовательском интерфейсе, при воспроизведении видео, обработке фотографий… Произошли изменения и в трехмерной части — новые стадии трехмерного конвейера, переход на новую унифицированную шейдерную архитектуру, снижение нагрузки на центральный процессор. Общая экономия по различным задачам составляет от полутора до десяти раз и более. Необходимо отметить, что данное преимущество в более старых ОС семейства Windows реализовать не удастся. DirectX 10 сможет работать лишь под управлением Windows Vista. Это связано с существенными изменениями в ядре самой ОС и новой моделью графического драйвера, получившей название Windows Display Driver Model (WDDM). Вокруг него и строится все графическое ядро новой системы.

Графическое ядро Windows Vista
В данный момент существуют две версии новой графической драйверной модели — WDDM 1.0 и WDDM 2.0.
Первая модель разработана для создания драйверов к уже существующим видеоплатам. Благодаря переходу драйверов на WDDM 1.0 удастся повысить стабильность работы системы, виртуализовать видеопамять и обеспечить работоспособность новых API — Direct3D 9.0L и Direct3D 10. WDDM 2.0 рассчитана на графические процессоры нового поколения, разработанные с учетомспецификации WDDM, и обеспечивает оптимальную производительность и функциональность. В данный момент на пороге выхода уже находится модель WDDM 2.1, которая должна появиться одновременно с DirectX 10.1. Для совместимости со старыми версиями драйверов в состав Windows Vista включена драйверная модель Windows XP/2000. Графический драйвер модели WDDM разбит на две части — уровня пользователя и уровня ядра. Первый предназначен для выполнения функций, не требующих интенсивного взаимодействия с графическим процессором. Он исполняется на пользовательском уровне и не может навредить стабильной работе системы. Здесь же формируется список команд для графического процессора. Драйвер уровня ядра направляет сформированный список команд на исполнение и выполняет функции, требующие интенсивного взаимодействия с видеоплатой. Подход разделения драйвера на две части позволяет увеличить стабильность работы системы в целом. В Windows Vista оставлена поддержка старых API (Direct3D 3-9.0), причем все версии до восьмой эмулируются трансляцией вызовов Direct3D 9, фиксированные функции эмулируются шейдерами. Direct3D 9Ex (DirectX 9.0L) — новый API, основанный на функциональной базе Direct3D 9.0c. Графический конвейер остался прежним. Из нововведений отметим поддержку разделяемых между приложениями и процессами ресурсов, автоматический менеджмент памяти, поддержку рендеринга сглаженного текста. OpenGL поддерживается программной эмуляцией OpenGL 1.1 либо через OpenGL ICD модели драйверов XP (не поддерживается Desktop Window Manager, DWM). Также возможна поддержка OpenGL через OpenGL ICD от сторонних компаний, удовлетворяющих спецификации WDDM — в этом случае DWM поддерживается. В Windows Vista использован новый подход к управлению и рендерингу окон. Каждое приложение (GDI, WPF, Direct3D) строит изображение в «виртуальном окне» вне зависимости от других приложений, а DWM обеспечивает совместное отображение, перемещение и сортировку окон на экране. Такой подход позволяет перемещать верхние окна без необходимости перерисовки находящихся под ними окон, избавляет от проблем со вздрагиванием окон, позволяет создавать для них различный внешний вид. Добавлена поддержка мониторов с высокими разрешениями — до 2560х1600. Для анимации и визуальных эффектов используются шейдеры Direct3D 9. DWM также отвечает за работу с несколькими мониторами — размещение независимых рабочих столов на разных мониторах, привязка отдельного окна к отдельному монитору и т. д. Для обработки изображений и видео используются шейдеры Direct3D 9. В нее входят: DirectX Video Acceleration 2 (DX VA2) — новая подсистема и API для аппаратного ускорения декодирования и обработки видео; PIX — подсистема для аппаратного ускорения работы со статичными изображениями, рисунками, фотографиями. Например, на выполнение задачи по созданию панорамной фотографии из 12 шестимегапиксельных фотографий при обработке центральным процессором уйдет около минуты, а при использовании ресурсов графического процессора (как это и происходит в Windows Vista с использованием нового API) — всего несколько секунд.

Нововведения на практике
Как же отразятся столь обширные нововведения на играх? Экономия ресурсов центрального процессора и возможность переложить часть работ по созданию геометрии на графический процессор позволят создавать больше объектов, использовать больше материалов, теней, эффектов и т. д., то есть насыщенные ландшафты с
проработанной до мелочей обстановкой. Новая шейдерная модель способна улучшить реалистичность анимации шерсти и меха, усложнить и повысить реалистичность внешнего вида игровых персонажей и объектов, создать эффекты роста растений и целых экосистем по законам биологии, создать мягкие и четкие тени, более реалистичные отражения и преломления, массивные системы частиц. Одной из первых игр, поддерживающих DirectX 10, станет Crysis от CryTek. Первое, на что обращает внимание игра, — это интерактивность джунглей. Не просто неподвижные палки, ветки и листва, как было до сих пор, а живая экосистема, реагирующая на действия игрока: трава под ногами мнется, заросли раздвигаются при ходьбе через них, а ветки ломаются. Очередь же из крупнокалиберного пулемета способна вообще прорубить в джунглях настоящую просеку. DirectX 10 позволяет существенно увеличить реалистичность рендеринга водных поверхностей: теперь они меньше напоминают зеркала, а больше настоящую воду — с барашками волн, крошечными пузырьками пены, брызгами. Это справедливо не только для Crysis, но и многих других игр. Четко детализированные модели людей зачастую довольно сложно отличить от фотографий. Если рассмотреть скриншоты World in Conflict и сравнить их с существующими ныне стратегиями, то здесь стоит отметить возросшую реалистичность ландшафта, атмосферных эффектов, облаков, огня, дыма, взрывов, рост детализации объектов, мягкие тени, большое количество объектов в кадре. Разработчики сделали очередной шаг на пути к достижению в играх по-настоящему реалистичного изображения. Нам остается лишь дождаться выхода игр, использующих DirectX 10, чтобы насладиться всеми нововведениями.

Материал взят с сайта: http://www.chashnikiplus.by.ru/

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *